Почему повесть «Нос» Гоголя считали пошлостью и не печатали, пока в его защиту не стал Пушкин — разбирались Анастасия Белоусова и Алексей Курилко.
Откуда мы вышли
Алексей, перед тем, как начать анализ повести «Нос» Гоголя, скажи: ты никогда не задавался вопросом, почему народ так любит ее?
Нет, Анастасия, не задавался. Скажу больше: я не уверен, что так уж сильно они его любят. Само собой, слышал не раз, что все лучшие писатели вышли из гоголевской «Шинели», но я с этим категорически не согласен. Кстати, в этой связи мне вспоминается шутка Андрея Вознесенского, который однажды сказал Василию Аксенову, что они, мол, не такие, как все; мы, говорит, вышли не из «Шинели», а из гоголевского «Носа». Но тут важный нюанс! «Ты, Вася, — сказал он Аксенову, — вышел из левой ноздри, а я — из правой».
Вот видишь, «Нос» Гоголя ценят достаточно высоко! Ему даже памятники ставят! У нас в Киеве есть два и в Питере тоже два. Там целая история была! Питерский нос, как и нос майора Ковалева, оказался любителем «погулять» — неожиданно исчез со стены, где якобы проживал Ковалев, а через 10 месяцев — вернулся. Но так как питерцы без гоголевского носа жить не могли, то за 10 месяцев создали новый памятник, не ожидая возвращения старого. Так их стало два. Смешно, конечно. Только вот, если вдуматься, то ведь этот орган коллежского асессора Ковалева в повести «Нос» Гоголя — это же тщеславие. Тогда с чего вдруг ему памятник и такая всенародная любовь?Психологический триллер
Анастасия, тут надо сперва разобраться! Все зависит от трактовки данного произведения.
Постой, Алексей. Разве «Нос» Гоголя настолько сложен? Думаешь, есть множество трактовок? Как по мне, все предельно ясно и просто: задирать нос — признак тщеславия.
Вот поэтому и надо определиться, с чем мы на самом деле имеем дело! Тут все просто и ясно, или напротив — слишком сложно и не так уж однозначно? Гоголь — автор загадочный, и как человек — весьма хитрый. Недаром Пушкину принадлежит знаменитая фраза о нем:
«С этим малороссом надо быть осторожнее».
Хотя «Нос» Гоголя Пушкину очень понравился. Он очень смеялся, читая эту повесть.
Странно… А вот я в этот раз, когда читала «Нос» Гоголя, постоянно ловила себя на мысли, как же мне жаль главного героя, от которого ушел собственный нос. Ну прикинь: встал человек, чтобы на свой прыщик посмотреть в зеркало — а там носа нет!!! Жуть просто! Психологический триллер, честное слово!
Да, Ковалев — гад, конечно, редкий. За женщинами ухлестывает, но жениться не желает и врет им напропалую, заставляет всех звать себя майором, будучи коллежским асессором с Кавказа… Но чтобы без носа остаться?! Да если бы так было, у нас бы до сих пор полстраны без носов просыпались! Депутаты или звезды из этого бы даже пиар-акцию сделали!
А Ковалев — наоборот: старается, чтобы никто ничего не заподозрил, прячется в платок, бегает по городу, ищет Нос и тех, кто может его отыскать. Но натыкается на совершенное непонимание, презрение и хамство. Да оно иначе и не может быть в сатирической повести.Такая важная пропажа
Тут все сплошь «красавцы». Цирюльник Иван Яковлевич, который обнаружил первым Нос майора Ковалева в хлебе, испеченном его же собственной женой, — подхалим и мелкий вор (полицмейстер застал его за кражей пуговиц). Полицмейстер, который нашел Нос и вернул его обладателю — редкий взяточник, которого «три цирюльника бреют и за большую честь почитают».
Да, вещь содержала в себе остросоциальные сатирические выпады. Но они-то как раз были не фантастичны. И гротескными их не назовешь. Все так и было на самом деле. Единственный мистический момент в повести «Нос» Гоголя — у Ковалева пропала довольно важная «часть тела», а затем пропавшее стало жить отдельной жизнью и по чину было выше самого Ковалева. Но, видишь ли, Анастасия…
И при всем при том Ковалеву никто не помогает! Его никто не понимает, и понимать даже не пытается! Даже доктор, который «никогда из корысти не лечит», вместо того чтобы пришить нос, предлагает «умываться холодною водой», а Нос — заспиртовать и выставить на продажу, при этом бы не продешевить. Страшно вообще-то без носа остаться… Ну, кроме шуток! Страшно, когда тебе никто не хочет помочь, хотя и прикидывается помощником.
Анастасия, я, честно говоря, не знаю, как мне с тобой говорить об этой повести. Ты, конечно, уже совершеннолетняя, но все-таки в некоторых вопросах ты — чистое дитя! Меня, кстати, всегда смущал тот факт, что «Нос» Гоголя прежде входил в школьную программу. Понятно, что дети ничего не понимали, а многие и не хотели ничего понимать, но ведь дети разные бывают, правда?
Правда! Но ведь в повести не все мерзавцы. Там есть и положительные герои. Тот же Нос!
Да, Настя, вот здесь я с тобой соглашусь! Я, например, тоже считаю, что он персонаж положительный. Героем я бы его не называл, ведь ничего геройского он не совершает. Но персонаж не такой уж отрицательный, как привыкли думать…
Что изъяли из повести «Нос» Гоголя
Только я не понимаю, почему ты соглашаешься со мной и при этом смеешься?! Нос, по крайней мере, честен.
Абсолютно! И по нему это видно. Врать, как Ковалев, он не будет, не сможет, по нему сразу все видно…
Так чего же ты смеешься?! Вспомни, с чего это он вдруг решил обрести независимость? Потому что его хозяин — коллежский асессор — велел именовать себя «Майор Ковалев». Вот — получите, распишитесь. Нос надел мундир майора, в каретах разъезжает и даже молится в Казанском — любимом соборе всех императоров! Кстати, там до сих пор рассказывают: «Вот сюда пришел молиться нос Ковалева из повести «Нос» Гоголя. И добавляют, что Николаю Васильевичу здорово досталось за эту «деталь» об императорской святыне.
Ну, на самом деле, это было в первом варианте. По цензурным соображениям Гоголь был вынужден перенести действие из собора в Гостиный двор. И лишь в советское время стали публиковать первоначальный вариант.Оговорка по Фрейду
Здесь же, в Казанском, происходит первая беседа Носа с его отверженным обладателем. Символическая исповедь Ковалева выглядит нелепо, но очень искренне:
Цитата из повести «Нос» Гоголя: «…вы должны знать свое место. Мне ходить без носа, согласитесь, это неприлично. Какой-нибудь торговке, которая продает на Воскресенском мосту очищенные апельсины, можно сидеть без носа… Извините… если на это смотреть сообразно с правилами долга и чести… Здесь все дело, кажется, совершенно очевидно… Или вы хотите… Ведь вы мой собственный нос!»
Алексей, да прекрати хохотать! Ты меня сбиваешь, я читать не могу. Так вот…
«Нос посмотрел на майора, и брови его несколько нахмурились. «Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. Притом между нами не может быть никаких тесных отношений».
Вообще, Нос — такой самостоятельный персонаж! Сам прожить без своего хозяина вполне способен. А вот Ковалев без носа — увы, нет. А то, что Нос вернулся, да на то же место, да так же тихо, как и исчез, — эта верность вызывает улыбку и симпатию. Все, Алексей, я не могу так дальше! Смеешься, как сумасшедший! Не понимаю, что смешного?
Прости, Анастасия! Бога ради, прости, но теперь я понимаю Александра Сергеевича Пушкина на все сто! Вот уж, кто действительно веселился от души, когда видел, как дамы читают в его журнале эту вещицу Гоголя!
Что ты хочешь этим сказать? Запутал совсем…
Я как-то прочел, как один психоаналитик доказывал, что порой писатели пишут об одном, а подразумевают другое. Вернее, с ними играет злую шутку их подсознание. Психоаналитик, наверное, не догадывался, что Гоголь, когда писал повесть, вполне осознавал, какую ассоциацию может вызвать у читателей образ Носа.
Хуже того, он сделал это нарочно! Возможно, надеялся, что в империи и не читали перевод популярного романа Лоренса Стерна, где подобная история так же зло высмеивалась, но автор с первых же строк о пропаже определенной части тела у мужчины оговаривает, что приличия ради он будет делать вид, что речь идет о носе!
Грязный «Нос» Гоголя
Не хочешь ли ты сказать, что «Нос» Гоголя это…
Вот смотри, Анастасия. Повесть была написана для журнала «Московский наблюдатель», в редакции которого служили друзья и соратники Гоголя. Тем не менее издатели категорически отказались публиковать «Нос». Гоголь не настаивал, но! Неожиданно является Пушкин — человек не боящийся эпатажа — и предоставляет страницы своего журнала для повести.
Я понимаю, тебе это может показаться диким, но фаллическая символика очевидна. Хуже того: это не вследствие нашего бесстыдного времени, нет. Она была очевидна и для современников Гоголя. Тот же Белинский утверждал, что публикация повести «Нос» Гоголя в «Московском наблюдателе» не состоялась потому, что в журнале ее сочли «грязною» и «пошлою».В примечании к повести Пушкин пишет от имени редактора: «Н.В. Гоголь долго не соглашался на печатание этой шутки; но мы нашли в ней так много неожиданного, фантастического, веселого, оригинального, что уговорили его позволить нам поделиться с публикою удовольствием, которое доставила нам его рукопись».
Зачем Гоголь переписывал «Нос»
Ну, знаешь, это еще ничего не доказывает…
А особых доказательств и не требуется. Нужно просто внимательно перечитать повесть. Есть несколько статей, где доказывается, что изначально Гоголь закладывал один смысл, но затем испугался собственной смелости и кощунства, и попытался переписать повесть, всячески скрыв малейшие намеки на иной смысл. Удалось это лишь наполовину. Тайный умысел уже не поддавался контролю, и кое-где продолжает выпирать с чудовищным бесстыдством. Так что лично мне Ковалева не жалко: он не только тщеславный, но и порочный человек.
Но может все же нос — это просто нос, а…
Анастасия! Даже если предположить, что речь идет все-таки о носе, то уже тогда люди знали, в каких случаях человек лишается носа! Или посмотрим с иного ракурса. Вспомни: Ковалев, которого ты так жалеешь, почему-то уверен, что отсутствие носа повредит его карьере и плану в получении долгожданного «места».
Но заметь: автор подчеркивает, что герой при этом никаких служебных или карьерных промахов не имеет. Истинную причину всех бед он видел именно в своих любовных похождениях! Как написал один исследователь: творчество Гоголя (особенно «Нос») накануне его отъезда за границу было намеренно провокационным. Часть произведений этого периода словно нарочно дразнит пытливого читателя намеками через анекдотичность и фривольность. Нос перешел границы вседозволенности. Да и бесстыдные места там в огромном количестве присутствуют…
Да где же?! Это все твои фантазии!
Мои? Давай откроем повесть! После того как Нос вернулся к Ковалеву, читаем:
«Его видели вечно в хорошем юморе, улыбающегося, преследующего решительно всех хорошеньких дам, и даже остановившегося один раз перед лавочкой в Гостином дворе и покупавшего какую-то орденскую ленточку, неизвестно для каких причин, потому что он сам не был кавалером никакого ордена».
Или в сцене в редакции газеты имеется оговорка:
«Вы посудите, в самом деле, как же мне быть без такой заметной части тела?»
Суди сама, провокация явная — «тела» вместо «лица». Или вот: «Без носа человек — черт знает что: птица не птица, гражданин не гражданин; просто, возьми да и вышвырни за окошко!». Утрата носа разве может сделать из человека «не гражданина»?
Так что же получается? Что памятники ставим… злу?
Ну, зла я в том особого не вижу! Многие чиновники делали карьеру в царской России не умом, а чем придется. Так и ныне мало что изменилось: многие мужчины думают не головой, а тем, чем очень сильно дорожат. В их глазах «это» даже больше, чем они сами. Так что дай «этому» слово, то оно наверняка и разговаривать бы со своим хозяином не захотело…
Врата души?
Ну, хорошо, не злу, я неправильно выразилась. Греху, от которого человек во сто крат хуже становится? Теперь, когда вспоминаю, как туристы в Киеве трут «Нос» Гоголя, памятник на Десятиной, 13, да еще и желание загадывают — не по себе становится!
Это ведь одна из версий, не драматизируй! Есть трактовка, по которой Нос — это сама сущность человека. И как глаза — зеркало души, так нос есть родовое имя человека. Гоголю эта трактовка подходила, поскольку он своим носом гордился, в гимназии носил прозвище Нос, а в письме не раз признавался, что для него нос человека — самая интересная часть лица. И самая открытая. Как для познания, так и для познавания.
Может, нос — это врата души? По версии еще одного литературоведа, есть давняя литературная традиция, в которой подобная потеря (носа, отражения, тени, имени, памятиДуша?
Умница, душа! Другими словами, потеря души человека делает недочеловеком. На него глядят, как на изгоя. Конечно, потеря носа никак не тянет на потерю души, да и Ковалев растерял свою душу или испачкал ее задолго до случившегося, поэтому и трактовать сие как потерю души вряд ли можно. Сам Гоголь неоднократно говорил, что его «предметом был всегда человек и душа этого человека».
Да уж, нос действительно докучал писателю. В Питере его постоянно преследовал насморк, да такой, что Гоголь с ума сходил. Потому и уезжал он в Италию… Греться.
Ну и Нос с ним!
Не пропустите также Прототип Штирлица. Судьба и убийство разведчика Вилли Лемана
«ЧЧ: Читать. Четверг»: Книга зеркал или лабиринты памяти
Где слушать музыку онлайн — 13 лучших сервисов